- СПОСОБНОСТИ
- СПОСОБНОСТИ.Индивидуальнопсихологические особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений, навыков. С. определяют успешность выполнения той или иной деятельности. Выделяют С. к языку, математические, музыкальные, межличностные (социальные), внутриличностные (С. к самоанализу). С. определяют успешность выполнения той или иной деятельности. При обучении языку С. в значительной мере зависят от уровня развития слуха, памяти, вербального мышления. Развитие С. обусловливается наличием мотивации. Диагностика коммуникативных способностей осуществляется с помощью специальных тестов. Известны две точки зрения по вопросу о природе и происхождении С. Одна из них (ведет традицию от Р. Декарта, Г. Лейбница) характеризует С. как врожденные образования. Другая (следуя традиции Дж. Локка) исходит из тезиса о полной зависимости человека от внешних условий его жизни. Однако, признавая решающую роль деятельности и воспитания в развитии С., не следует недооценивать их природной основы. Высокая степень одаренности, являющаяся предпосылкой выдающихся достижений в деятельности, называется талантом. Гениальность – высшая степень одаренности, проявляющаяся в творчестве. Учет индивидуально-психологических особенностей учащихся, в том числе и их С. к изучению языка – важная сторона деятельности педагога и предпосылка успешности овладения языком.
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.